Несмотря на украинский кризис, Москва продолжает сложную газовую игру как на западном, так и на восточном направлении. Вчера российские газовики объявили в Брюсселе, что они готовы к пересмотру и адаптации долгосрочных газовых контрактов со странами Евросоюза. Одновременно из Пекина пришли сенсационные новости: Россия до сих пор добивается от китайцев более высоких контрактных цен на российский газ. Таким образом, споры с китайцами все продолжаются, хотя до визита Владимира Путина в Пекин, где планировалось подписание стратегического газового соглашения, остались считанные дни, пишет “Независимая газета”.
Россия готова адаптировать долгосрочные контракты на поставку газа и повышать их гибкость, заявил президент Российского газового общества (РГО) Павел Завальный, открывая конференцию “Энергодиалог Россия-ЕС: газовый аспект” в Брюсселе. “Сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов является одним из приоритетов внешней энергетической политики”, – уверен Завальный. Таким образом, об обещанном развороте “лицом на Восток и спиной к Европе” вчера не было и речи. Тем более что ключевая проблема экспорта газа в восточном направлении до сих пор не решена. Цена на поставки российского газа в Китай еще не согласована, заявил вчера в Пекине начальник управления внешних связей Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чжан Синь.
Между тем на вчерашнем “Энергодиалоге” проявились заметные различия в отношениях к России бизнесменов и еврочиновников. Если руководители энергокомпаний предлагали не смешивать бизнес и политику, то представители Еврокомиссии как бы демонстративно даже не появились на мероприятии. Как известно, “Энергодиалог Россия-ЕС” начинал свою историю в Берлине.
Но в последние годы он был перенесен в Брюссель – в центр принятия решений по вопросам энергетической политики ЕС. Причем инициатором переноса “Энергодиалога” был нынешний еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Правда, вчера на “Энергодиалоге” он так и не появился. По словам Павла Завального, из Брюсселя на этот счет поступило объяснение, связанное якобы со “сложной политической ситуацией”. Однако давать какие-либо более подробные разъяснения еврочиновники отказались.
Конечно, причин для подобного не слишком логичного поведения представителей Еврокомиссии при желании можно найти немало. Тут и украинский кризис, и санкции против России, да и обострение в последнее время отношений российских газовых производителей с Брюсселем. В этой связи стоит напомнить, что российские власти не так давно подали жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО) на Европейский союз. Поводом стал так называемый третий энергопакет ЕС, который ограничивает “Газпром” в доступе к европейским трубопроводам. И это в условиях, когда вырос риск несанкционированного отбора газа Украиной в ближайшем будущем. Непосредственно затронутыми оказались поставки газа по соединительному трубопроводу Opal, который проходит по территории Германии и снабжает российским газом немецкую газотранспортную систему. Пока из-за позиции Комиссии ЕС Opal заполнен только наполовину. Брюссель требует допуска к трубе других поставщиков, кроме “Газпрома”. Но проблема в том, что других поставщиков сегодня просто нет. И решение этой проблемы могло бы увеличить вдвое поставки газа по “Северному потоку” (и соответственно уменьшить поставки через Украину). Но, видимо, это идет вразрез с политической линией Комиссии ЕС на активизацию поставок газа в Европу через Украину. В соответствии с процедурами ВТО после подачи жалобы у России и ЕС есть два месяца на то, чтобы утрясти спор полюбовно. Если этого не произойдет, то российская сторона будет требовать созыва экспертной комиссии (панели экспертов) для рассмотрения иска по существу.
Нет сомнений, что значение газа во все мире, и в Европе в частности, возрастает. Об этом заявил Гертьян Ланкхорст, региональный европейский координатор Международного газового союза и гендиректор одного из ведущих европейских поставщиков газа GasTerra. Для всего мира газ представляет собой возможность развития электроэнергетики в тех регионах третьего мира, где вообще отсутствует возможность включать электрическую лампочку. Для Азиатско-Тихоокеанского бассейна – это выбор альтернативы по отношению к атомной энергетике. Для Европы, по его словам, газ занимает промежуточное положение между углем и возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Он не скрывал, что кризис в Украине негативно влияет на имидж газа. А это прежде всего цена, которая становится недоступной для многих потребителей и стимулирует потребление европейцами угля со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для климатических целей, поставленных Европой. Несомненно, складывающаяся ситуация выдвигает на первый план вопрос относительно будущего газа, и в частности российского газа в Европе.
В целом же, даже не предполагая возможность поставок американского сжиженного газа или теоретического увеличения поставок газа из Северной Африки, в чем Завальный серьезно сомневается, конкуренцию газу составляет уголь. С точки зрения представителей Еврогаза, будущее конкуренции между газом и углем в Европе будет играть цена. Завальный, со своей стороны, подтвердил, что сейчас доля использования угля в Европе для производства электроэнергии достигла уже 26-27%, а газа снизилась до 17%. Но это связано, по его словам, с одной стороны, с провалом климатической политики Европы по снижению выбросов углекислого газа, в том числе из-за экономического кризиса, который сделал невозможным существенное увеличение стоимости выбросов. А с другой стороны, влияют значительные госсубсидии на развитие ВИЭ. По этой теме сейчас в ЕС, в частности в Германии, ведутся активные дискуссии о необходимости снижения такой поддержки. Поэтому, по мнению Завального, позитивное будущее газа в Европе у него не вызывает сомнений.
|