Турция не намерена менять своих ориентиров в энергетике и приоритетным для нее остается TANAP, а не аналог российского «Южного потока», заявил глава МИД страны. А министр энергетики Турции Танер Йылдыз сказал, что финансировать морской участок газопровода страна не будет, пишет РБК daily.
Для Турции приоритетным остается строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), заявил глава МИД Турции Мовлуда Чавушоглу, передает Интерфакс. Этот проект – часть «Южного газового коридора», на который решил сделать ставку Евросоюз, сказал он.
«Мы рассмотрим и оценим предложение Владимира Путина по новому газопроводу через Турцию. Но приоритетом для Турции останется проект TANAP», – сказал вчера Чавушоглу, выступая на пресс-конференции после встречи с главами МИД Грузии и Азербайджана. Он напомнил, что Анкара и Москва подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает обсуждение проекта строительства газопровода из России в Турцию по дну Черного моря вместо «Южного потока». После этих обсуждений Турция даст свой ответ, добавил Чавушоглу.
Представитель Минэнерго России отказался комментировать позицию турецкой стороны. Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.
Позиция Турции не поменялась, и меморандум о взаимопонимании лишь давал основание для скидки на российский газ, о большем речи не шло, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, это подтверждает и сегодняшнее заявление министра энергетики Турции Танера Йылдыза, который сказал, что турецкая сторона не намерена финансировать строительство морского участка российского газопровода.
«Мы будем рассчитывать свои расходы для той части трубы, которая будет проходить по Фракии [европейская часть Турции]. Мы сейчас ведем переговоры о совместной компании для реализации этого проекта. У нас нет пока никаких идей по стоимости морской части трубы, так как мы не являемся участниками по строительству морской части», – заявил Йылдыз.
«Газпрому» по-прежнему не хватает средств для строительства «Южного потока» или другого аналогичного ему газопровода, считает Корчемкин. «Я думаю, что и до сегодняшнего заявления Турции «Газпром» не слишком надеялся на турецкий вариант. А заявления Миллера, связанные с увеличивающимися рисками транзита газа через Украину, можно объяснить необходимостью связать Ямал с берегом Черного моря», – объяснил эксперт, добавив, что в этом есть политическая составляющая.
Скорее всего, взамен «Южного потока» не будет построено ничего, и ситуация останется прежней, считает Корчемкин. Даже если бы альтернативный «Южному потоку» маршрут был поддержан второй стороной, для «Газпрома» было бы невыгодно менять дешевого транзитера – Украину – на дорогого – Турцию, уверен эксперт.
Трансанатолийский газопровод пройдет из Азербайджана через Грузию в Турцию. Он станет частью «Южного газового коридора», который в Евросоюзе назвали приоритетным проектом после отказа России от «Южного потока».
Об остановке строительства «Южного потока» 1 декабря заявил президент России Владимир Путин. Его слова подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Все. Проект закрыт», – сказал он. Такое решение Путин объяснил позицией Болгарии, которая, ссылаясь на Еврокомиссию, не давала своего разрешения на строительство газопровода – якобы проект реализовывался без учета норм Третьего энергопакета.
Вместо «Южного потока» российская сторона предложила построить другой газопровод – через Турцию. Стороны заключили меморандум о взаимопонимании и договорились о проведении переговоров. Сейчас Россия экспортирует газ в Турцию по «Голубому потоку». Его мощность составляет 16 млрд куб. м, но стороны договорились об увеличении мощности трубы до 19 млрд куб. м. В 2013 году «Газпром» поставил в Турцию в общей сложности 26,7 млрд куб. м газа.
|